Почему учителя уходят из школ, почему их не хватает повсеместно, почему молодежь не стремится работать в школах?
Сайт POSITIVEPOSITIVE предлагает разобраться в проблеме.
«На асфальте» рисунок Олеси Моторкиной ©
В СИТУАЦИИ С КУВШИННИКОВОЙ МНОГОЕ НЕ ИНТЕРЕСНО
Недавно страна снова удивилась очередному вынужденному увольнению учителя [на этот раз – учителя Кувшинниковой] по смешной причине:
Её фотография в купальнике не понравилась некой родительнице, которая выразила свое недовольство директору школы, после чего последовали «принятые меры» – в результате женщина уволилась, школа потеряла учителя, ученики лишились педагога. В этой ситуации нам не интересно кое-что. Например:
- Что это за родительница, которая так возмутилась явлению учителя в купальнике?
- Почему директор так поспешно кинулась (кинулся?) реагировать на критику этой родительницы?
- Как вышеуказанные поборники женской нравственности (культуры, физической культуры, школьного дресс-кода, моды – пусть выберут сами) представляют зимнее купание в проруби, в реке, бассейне – в шубе, что ли?
- Или перед школой стоят толпы страждущих работать в ней?
- А может, сама родительница спала и видела, как бы занять освободившееся место и верой-правдой служить на ниве взращивания детей?
ДА КАК БЫ НЕ ТАК! Учителей в России не хватает, стать учителем молодежь не жаждет, а те, кто работает в школе, заслуживают всяческих наград, а не их насильного запихивания в неизвестно кем придуманные рамки.
ПОЧЕМУ УЧИТЕЛЕЙ НЕ ХВАТАЕТ
Причин, почему учителей не хватает, много. Перечислим только некоторые, но при этом помним, что список бесконечен. Итак, давайте проанализируем некоторые причины:
- Учительские зарплаты низкие. Не верьте тем чиновникам, которые заверяют нас в обратном. Чтобы получать больше, учителя вынуждены брать больше учебных часов, работать более, чем 30 часов в неделю, не считая других рутинных обязанностей.
- Работа с детьми и родителями – нелегка, особенно сегодня, когда родители больше ожидают от школы и педагогов (обучение, воспитание, развитие), чем сами готовы вложить в своих детей. Их можно понять: нужно зарабатывать деньги, заботиться о пище, одежде, отдыхе, здоровье.
- Учителю приходится быть всегда на виду. Нет ничего, что может находиться в личном, приватном пространстве учителя. Все подвергается обсуждению и порицанию (!!!) общественности: одежда, семья, хобби (о ужас! – учитель в купальнике соревнуется в зимних заплывах!), национальные особенности и проч. А если в школе всюду торчат видеокамеры, то это дополнительный напряг и полнейшее отсутствие права личности на частную жизнь. Ибо педагог лишен элементарной возможности чихнуть, скромно удалившись на секунду из класса.
- Дурацкая и тупая рутина: бесконечные отчеты, бумажная тягомотина, нудное выставление оценок в Интернет, времязатратное выполнение требований аттестационных комиссий, ужасы подготовок к ЕГЭ и ОГЭ и кошмары самих экзаменов и проч.
- Идиотские запреты, налагаемые на учителя. Среди них, к примеру, запрет на ношение брюк женщинами-учителями, на группы для родителей в соцсетях и прочих приложениях, на подарки (уже на любые – даже на цветы?) и проч.
- И ПРОЧЕЕ!!! Все перечисленное и ПРОЧЕЕ не дает учителю нормально готовиться к урокам, вести их и воспитывать учеников. Отсюда – неудовлетворенность своей деятельностью, профессией и статусом.
КАК ИЗМЕНИТЬ ОТНОШЕНИЕ К УЧИТЕЛЬСКОЙ ПРОФЕССИИ
Как изменить отношение к учителям и профессии учителя? ЭЛЕМЕНТАРНО:
- Не выдумывая неэффективных реформ
- Не предлагая псевдопередовых технологий, инноваций, программ и новых предметов
- Не навязывая ненужных революций в методики преподавания предметов
- Не вводя кучу экзаменов, тестов, экспериментов
- Не вешая груду почестей и наград на суперзаслуженных чиновников
А ПРОСТО:
- Вернуть советскую систему и структуру школы
- Сократить к черту армию чиновников от образования и науки, а деньги направить на повышение зарплат, школьные библиотеки, оборудование
- Разгрузить учителей и учеников – во всех отношениях
- Прекратить травлю учителей, вернуть уважительное отношение к этой профессии
- Уничтожить бюрократизированную, бумагомарательную систему отчетов, прохождения аттестации – всей деятельности педагога
Это – меры на первое время. А значит, НЕ создавать дорогостоящие и времязатратные экспертизы, эксперименты и написание методик, разработки структур, учебников и т.д. НАЧАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ!
Иначе мы так и будем наблюдать публичные увольнения педагогов по смешным причинам, идиотские высказывания чиновников по вопросам воспитания, обучения (помните, никто «не просил вас рожать»), слушать их гениальные мысли о педагогах («кому не нравится, пусть идет в бизнес»). А тем временем школы будут терять учителей.
POSITIVEPOSITIVE не мог остаться в стороне от проблемы учительства в России. Может, наша статья спорная. Может, наоборот, вы с ней согласны.
Поэтому POSITIVEPOSITIVE просит вас поделиться мнением и пригласить к дискуссии своих коллег, друзей и родных!