ЧТО ХОРОШЕГО БЫЛО В СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ЧТО ХОРОШЕГО БЫЛО В СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Сайт POSITIVEPOSITIVE решил вспомнить советское время и те особенности советской системы образования, которые и сейчас воспринимаются как актуальные, современные, позитивные и возможные.
В предыдущей публикации «Почему учителей в России не хватает» (читайте ЗДЕСЬ) POSITIVEPOSITIVE предложил несколько вопросов: почему учителя уходят из школ, почему их не хватает повсеместно и почему молодежь не стремится работать в школах.
Давайте теперь размышлять над ответами, которые подсказывает опыт советской школы.

Макет «Стелла 40 лет Победы» О. Заикина, А. Сапожникова, педагог Л. Быкова ©

ЧТО ХОРОШЕГО БЫЛО В СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Негатив в советском образовании, конечно, был. Об этом мы тоже поговорим. Но наша задача – вспомнить то хорошее, что стране нужно было бережно сохранить, оставить и развить в новейшем периоде. Раз уж мы не смогли сберечь самое ценное, что у нас было. Нашу страну СССР.
Понятное дело, мы постараемся «обнять» наиболее важные и практически ценные особенности советской системы образования, которые сегодня могли бы работать и давать результаты.

БЕСПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Да, образование в СССР было бесплатным, но качество от этого не страдало. При этом только единицы школьников занимались с репетиторами. Были кружки и факультативы, бесплатные для учеников и оплачиваемые для учителей. Вузы организовывали подготовительные курсы для старшеклассников, также бесплатные. Курсы выполняли также профориентационную функцию и служили базой данных потенциальных студентов. Те, кто занимались на этих курсах, а это ни много ни мало 2-3 года, после школы поступали в эти самые вузы.
Сейчас, возможно, посчитали бы неприемлемым вот такой опыт: более сильные в какой-либо дисциплине ученики прикреплялись в помощь тем, кто в ней нуждался. Такая помощь не могла быть долговременной, но как разовая – объяснить непонятный материал, проверить задание – была вполне реальной.
Обучение в училищах, техникумах и вузах было бесплатным также. По окончании выпускники 3 года должны были отработать «по распределению». Сегодня, когда для вчерашнего студента стало проблемой найти работу по специальности, на эти вынужденные 3 года отработки смотришь иначе – как на гарантированную возможность работать, получать зарплату и опыт.
Таким образом, ещё и решался вопрос нехватки кадров. В том числе учительских.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ СОВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Общественные организации в системе советского образования играли значимую роль и, в какой-то мере, разгружали учителей и преподавателей. Октябрятские, пионерские, комсомольские и профсоюзные организации делали много для воспитания детей и молодежи, охватывая всех, вовлекая в огромное разнообразие мероприятий и влияя на их развитие и рост.
Руководители этих организаций состояли в штате образовательного учреждения. Благодаря чему учителя / преподаватели занимались тем, чем и положено: готовились к урокам, вели уроки, повышали собственный профессиональный уровень. Кстати, курсы повышения квалификации также были бесплатными.

ФУНКЦИИ СОВЕТСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Перечислим лишь некоторые из функций сегодняшних учителей и преподавателей ссузов и вузов, которые их советским коллегам повезло НЕ выполнять. И в этом позитив! Вот они:

  • Им не приходилось ежедневно выставлять оценки в журнал и Интернет.
  • Они не были обязаны участвовать и / или вовлекать учеников / студентов в различные конкурсы, олимпиады, квесты, викторины, семинары и конференции. Они участвовали во всем этом, но упор делался на качество. Сегодняшних педагогов остается только пожалеть, потому что они много времени и сил тратят на количество, статус конкурсных мероприятий, на вовлечение в них как можно больше учащихся, чтобы кто-то попал в число призеров и победителей.
  • Отчеты в советской школе любого уровня не были столь обширными и не отнимали кучу времени, сил и ресурсов.
  • С педагогов не требовали подтверждение достоинств и одержанных побед в виде копий сертификатов, дипломов и грамот и чтобы все эти копии были аккуратненько оформлены в красивенькие, но неподъемные гроссбухи.
  • Они понятия не имели о том, чтобы в обязательном порядке иметь страничку в соцсети, сайт в Интернет, определенное число публикаций, методичек, авторских программ, технологий и методик, научных статей и проч.
  • Они не тянули на себе по две и больше ставки, чтобы вести достойный образ жизни.
  • Они не мучили себя и детей подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ.
  • Над ними не висела угроза экзамена на профпригодность. А когда сегодняшним педагогам ещё и самим готовиться?

Советские педагоги просто работали и делали хорошо свое дело.

СОВЕТСКИЕ КЛАССНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ И КУРАТОРЫ

Как мы уже говорили, в помощь классным руководителям и кураторам студенческих групп имелись общественные организации. Несмотря на это и советские педагоги наверняка могли пожаловаться на то, что приходилось работать много, а получать за свой труд копейки.
И среди того, что определяется, как «слишком», «лишнее», «вопиющее» для советского классного руководителя, можно перечислить следующее:

  • Необходимость ходить по домам «неуспевающих» и «трудных» учеников.
  • Читать лекции на родительских собраниях (темы лекций навязывались руководством школы, а может и отделом образования).
  • Собирать деньги на разные нужды: на завтраки, на ремонты, на различные фонды (мира, детские, антиалкогольные и т.д.).
  • Готовить учащихся ко всяким мероприятиям и проводить их (смотры строя и песни, зарницы, КВНы, выпуск стенгазет, конкурс талантов, спортивные соревнования, субботники и т.п.).
  • Участвовать со своими классами / группами в демонстрациях, митингах, соревнованиях, шествиях по приказу «свыше».

Всё это или почти всё выполняют и современные классные руководители и / или кураторы. Но сверх этого сегодня они делают больше:

  • Они готовят учащихся к разработке разных проектов (а так как учащиеся – люди занятые, то большая часть проектов выполняется – угадайте кем) и выходят с ними на обязательные конкурсы проектов (опять таки навязанные свыше).
  • Вынуждены днем и ночью отвечать на звонки родителей и учеников (а если не ответишь – ещё и пожалуются), потому что «телефонная связь – необходимый способ коммуникации между учебным заведением и клиентом».
  • Они – связующее звено, камень преткновения, объект для битья, оракул, судья, дипломат (нужное выбрать) – между множеством сторон: органами образования, родителями, начальством, учащимся, коллегами, потому что сегодня любая спорная ситуация или конфликт может приобрести вселенские масштабы и инициировать превращение мухи в слона.

Сегодня, как и в советское время, труд классного руководителя / куратора стоит смешные деньги, что не соответствует числу обязанностей и массе ответственности. Давние разговоры о том, что современной школе нужен отдельный педагог, который занимался бы только классным руководством / кураторством (вспомните классных дам в гимназиях и институтах дореволюционной России), уже затухли и забыты.

ОТНОШЕНИЕ К ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА

В советское время не было разнообразных источников информации типа Интернет, не было столь развито телевидение. Да и то, что имелось – журналы, газеты, радио, публичные лекции и проч. – предлагали достоверную, грамотную информацию на хорошем языке. Поэтому авторитет педагога советской школы был высок, а профессия – уважаемой.
Учителя бесплатно получали квартиры, их отправляли на курсы в другие города, они имели возможность отдыхать и лечиться в санаториях и домах отдыха по линии профсоюза.
Им никто не присваивал образ этакого стяжателя, взяточника, некомпетентного самозванца, который вымогает дорогущие подарки, навязывает репетиторство, выбивает деньги на нужды школы, бьет учеников и вообще сам является инженером (офицером, врачом и т.д.), а вовсе не учителем.
Сегодня желание быть учителем, педагогом для людей странно. Ведь считается, что в эту профессию идут неудачники, люди нетворческие, не обладающие высокой подготовкой и знаниями, что быть учителем (преподавателем) – значит быть забитым, беззащитным, терпеть произвол начальства (выставила свое фото в купальнике в соцсетях – увольняйся), неуважение родителей, а то и хамство самих учеников – случается и такое.

ТЕМА НЕ ИСЧЕРПАНА

Тема не исчерпана, а только затронута. Мы ни словом не коснулись программы школы на всех ступенях, содержания учебных дисциплин, проблемы экзаменов, репетиторства, стажировок – да куда ни посмотри, любой аспект образования может вызвать взрыв эмоций, предложений и обсуждений. Только вот прислушаются ли к ним руководители системы образования страны?

Однако POSITIVEPOSITIVE не собирается бросить обсуждение этой, безусловно, наиважнейшей темы и призывает вас присоединиться к разговору.
Мы представили вашему вниманию макет «Стелла 40 лет Победы», изготовленный студийцами МАУ ДО «Центр эстетического воспитания детей «Отрада» г. Хабаровска. На наш взгляд, образы, разработанные Алевтиной, Олесей и их педагогом Ларисой Борисовной, несут не только патриотическую идею, но и передают характер советской школы. Она была очень и очень хорошей.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Positive-Positive
PositivePositive.ru
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

ЧТО ХОРОШЕГО БЫЛО В СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
По выставке «Иннокентий Вениаминов – великий дальневосточник»

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы