Мы уверены, что советская школа была идеальной во всех отношениях. Ну правда: сегодня многие высказываются в пользу учебных программ, учебников, методик, учебных дисциплин, которые составляли основу советской школы. А выпускники советской школы настаивают на том, что качество тогдашнего образования гораздо выше того образования, которое получают нынешние специалисты.
Более того, воспитательный процесс того периода многими признаётся лучшим. И уж ни в какое сравнение с современным образованием не идёт подготовка учителей – раньше, при Советском Союзе, их готовили тщательнее и качественнее – это мнение большинства россиян.
Вот поэтому сайт POSITIVEPOSITIVE.ru и решил провести небольшой опрос: напомнить респондентам о «минусах» советской школы и выслушать их рассказы о том, как даже эти «минусы» со временем перешли в «плюсы».
«Минусы» и «плюсы» советской школы
По сути, опрос быстро принял форму рейтинга, что нас очень порадовало. Потому что в ответах очень скоро выявилось с десяток наиболее популярных «минусов», о которых опрашиваемые высказывались чаще. Мы не стали принимать во внимание единичные или редко звучавшие дела, процессы или объекты и сосредоточились на самых упоминаемых.
Вот какой получился рейтинг «минусов» советской школы, которые всё равно, рано или поздно, перешли в «плюсы».
№ 10: Школьные вечера «под ансамбль»
В советское время старшеклассники умели здорово организовывать школьные вечера. Эти вечера не были частыми, проходили, в основном, по праздникам и имели обкатанную схему: сначала тематическая часть, потом – сам вечер.
Больше всего ценили старшеклассники, когда откуда-нибудь приглашался «ансамбль» – группа музыкантов из вуза, клуба или ресторана. Под живую музыку веселее танцевалось, ведь «ансамбль» – исполнял всё самое популярное у молодежи.
И никто не жалел о денежках, сданных для оплаты ансамбля (это и есть «минус»). Вместе с музыкантами старшеклассники мощно пели «Созрели вишни в саду у дяди Вани…» и дружно отплясывали – вот, где было единение! – А вот это уже «плюс»! На тех, советских, вечерах «под ансамбль» как-то не хотелось терять время на «покурить-выпить», хотелось быть вместе, подольше потанцевать и попеть.
№ 9: Посещение «киноклуба»
В конце 1970 – начале 80-х в школы внедрили обязательное посещение «киноклубов». Может, это были «кинолектории» или «учебные кинопоказы» – точное название ни у кого в памяти не сохранилось. Запомнилось: с регулярностью раз в месяц школы «сгоняли» учеников в кинотеатры на просмотр каких-нибудь учебных документальных фильмов и одного художественного.
К сожалению, документальные фильмы не блистали ни актуальностью тематики, ни интересными съемками. Даже наоборот, фильмы были безнадежно устаревшими и до жалости смешными. Фильмы про ранние аборты, венерические заболевания, алкоголь среди подростков или правила гигиены были выпущены годах в 50-х и в 70-х они уже казались пустыми и ненужными. Это «минусы» в общем-то интересной идее.
«Плюсы» состояли в том, что художественные-то фильмы представляли новинки советского кинопроката! Наши респонденты отмечают, что именно благодаря «киноклубам» они посмотрели многие шедевры советского кино.
№ 8: Политинформации
Раз в неделю перед первым уроком (или на классном часе) школы выделяли 15 минут для политинформации. Каждую политинформацию готовили от одного до трёх учеников – всех распределяли заранее! Так что конкретный ученик Смирнов или там Серов знал день, когда ему информировать класс о последних политических событиях. «Обязаловка» – это всегда «минус», а «плюс» вот, в чём:
Самостоятельная подготовка к политинформации формировала:
- умение вести поиск и отбор важной и интересной информации,
- навыки работы с газетным материалом,
- развивала память, лексический запас и кругозор,
- умение излагать содержание кратко. А еще…
- «политинформатору» волей-неволей приходилось следить за осанкой, манерой говорения, за своими жестами и интонациями.
№ 7: Пионерские и комсомольские поручения
«Минус» в пионерских и комсомольских поручениях – это, конечно, то, что и они – «обязаловка». Ведь все ученики, или почти все, были охвачены пионерской или комсомольской работой! Поручения были разными: кто-то был председателем совета отряда или «комсоргом», кто-то рисовал стенгазету, кто-то был «кульмассовиком», а кто-то отвечал за спорт. А еще были вожатые, звеньевые, горнисты, барабанщики, ответственные за приём в комсомол, за работу с «отстающими» и т.д.
«Обязаловка» – спору нет, но активная жизненная позиция советских школьников – не оттуда ли? И лидерские навыки не из школьных поручений формируются? Да и к будущей профессии интерес мог появиться на основе вот таких обязанностей. Вот вам и «плюсы»!
№ 6: Сбор макулатуры
Сбор макулатуры вспоминается всеми, кто учился в советской школе. Потому что макулатуру собирали все классы! Копили её дома, потрошили закрома родственников, алчно выпытывали родителей о макулатуре на работе, ходили по квартирам и организациям.
Как признаются наши респонденты, этот опыт потом помог им выжить: кто-то сдавал молочные бутылки, «чебурашки» из-под лимонада; другие меняли макулатуру на книги; некоторые сдавали вещи в комиссионки. Снова: «минус» стал «плюсом»!
№ 5: Зарядки
Зарядки – это утренняя гимнастика перед первыми уроками и упражнения для глаз в середине уроков, где большая нагрузка ложилась на зрение. Утреннюю зарядку никто не любил, хотя было приятно наблюдать, как её проводят лучшие спортсмены класса. У них это получалось красиво. Зато упражнения для глаз давали возможность немного протянуть время до звонка.
Наши респонденты с благодарностью замечают, что помнят эти школьные зарядки и сегодня применяют большинство упражнений при работе с компьютером. Так что неудивительно: «минус» принудительной зарядки стал «плюсом», сохраняющим здоровье.
№ 4: Школьная форма
Все вспоминают, как им надоела школьная форма! Это был огромный «минус» советской школы. Как проводили дебаты, обсуждали в газетах, на родительских собраниях тему школьной формы! Школьницы ныли, что форма им надоела, что на западе никто её уже не носит. Сколько было усовершенствований! Девочки меняли длину рукава и длину юбки, пришивали кружевные воротники, шили синие или зеленые платья вместо коричневых, изощрялись, придумывая неимоверные фасоны фартуков.
И вот школьная форма обиделась и ушла насовсем. Почему же о ней вспоминают перед Последним звонком? Откуда девчонки достают эти форменные коричневые платьица и белые пышные фартуки? А может школьная форма – та, советская – была «плюсом»? Как в поговорке: Что имеем, не храним?
№ 3: Уроки труда
А вот и номер 3 нашего опроса-рейтинга «минусов» и «плюсов» советской школы! Это уроки труда или трудового обучения, а вовсе не уроки непонятной технологии, как теперь. Именно из-за уроков труда родители наших респондентов иногда становились в тупик, ибо их чадам нужно было притащить то кусок масла, то стакан муки, то банку сгущенки или отрез ткани метр на метр для шитья фартука, или нитки мулине, или пряжу. Поэтому иногда уроки труда были «минусом»: то дома отсутствовала сгущенка, то вышла мука, а ткань вообще не была лишней.
Зато сегодня советские школьницы в один голос вспоминают, что в школе они впервые испекли песочное печенье, вышили салфетку, научились шить, кроить, кулинарить. А это огромный «плюс» для семьи!
№ 2: УПК
Наши респонденты помнят аббревиатуру УПК, но как её расшифровать – то ли «учебно-производственный комбинат», то ли «учебно-профильный комбинат» – не уверены. Короче, УПК. И эти УПК были «минусом» во время учебы, но обернулись «плюсом» для многих. И это второе место нашего опроса-рейтинга!
На УПК ходили старшеклассники в определенный день недели. Профиль выбирали из числа предложенных, кстати, почти без интереса и без видения перспективы. Чему обучали в УПК:
- Парикмахерскому делу
- Профессии переплетчика
- Кроить и шить
- Профессии машинистки
- Документоведению
- Кулинарии
- Чертежному делу
- Профессии киномеханика и другим
«Плюсы» понятны тем, кто до сих пор стрижет членов семьи, вкусно готовит, быстро печатает на ПК и т.п. Было нудно вместо школы ходить в УПК, комбинат не всегда находился близко от дома, учителя-производственники не очень-то умели объяснять. Зато польза! – Никто из респондентов слова плохого в адрес УПК не сказал! Только позитив!
№ 1: Генеральные уборки и дежурства после уроков
И номер 1 – неожиданно – это генеральные уборки и дежурства после уроков! Конкретные «минусы» для школы, особенно сегодняшней – сегодня никто и не поймет, почему это советские школьники дежурили, т.е. мыли учебные кабинеты после уроков. А уж понятие «генеральных уборок» – это вообще немыслимо! Между тем в советской школе это воспринималось спокойно. После уроков дежурные шли за ведрами, швабрами, тряпками, за водой. Мальчик поднимал стулья или парты (если были парты!), девочка подметала или стирала с доски, потом оба мыли класс, выносили воду и шли домой.
«Генеральные» – это вообще «ностальгия»! Школьники (все!) тащили из дома тазики, тряпки, щетки, порошок в мешочке, мыло, пасту и дружно отмывали класс. Мыли всё: панели, столы-парты, полы, двери, подоконники, цветы! Ответственный тщательно проверял участки, тыкал пальцем «тут и тут» и потом только можно было уходить, гремя тазиком, щеткой и мыльницей.
О «плюсе» и догадываться не надо! Кто сейчас содержит дом в чистоте? Угадали? Вот так!
Спасибо советской школе за её «минусы» в воспитании и обучении!
POSITIVEPOSITIVE.ru говорит спасибо всем, кто попал в число респондентов и готов и дальше вспоминать и рассказывать о школе, воспитании и учёбе! Заходите к нам на сайт чаще, читайте о событиях и делитесь информацией с друзьями!