Как сделать, чтобы участие в конкурсах не принесло негатив? Сайт POSITIVEPOSITIVE предлагает порассуждать об этом и рассмотреть опыт арт-конкурса, который проходит в рамках Международного фестиваля в Хабаровске, и, конечно, познакомиться с прекрасными работами участников фестивальных конкурсов всех лет.
© Арт-работы участников конкурсов Международного фестиваля «ОКЕАН ДРУЖБЫ И МЕЧТЫ» 2012-2017 г.г.
ЭТА СТАТЬЯ СОВСЕМ НЕ О ТОМ
Предупреждаем сразу: мы не будем касаться сомнительной победы представителя Нидерландов на «Евровидении-2019» и скандального финала детского «Голоса-2019», где расследование продолжается, организаторы предпринимают попытки по исправлению ситуации, фанаты конкурса ждут, что справедливость восторжествует, но – это не наша история.
POSITIVEPOSITIVE давно планировал поговорить на тему участия детей в конкурсах, т.к. на страницах сайта начинается освещение хода V Международного фестиваля детского и молодежного творчества «Дальний Восток России и АТР: ОКЕАН ДРУЖБЫ И МЕЧТЫ». В рамках Фестиваля проходит конкурс творческих работ, опытом его проведения мы и хотим поделиться.
ЗАЧЕМ ПРОВОДЯТ КОНКУРСЫ
Сегодня конкурсы организуют все, кому не лень. При этом преследуются различные цели, конкурсы проходят качественно или как попало, охватываются конкретные сферы, привлекаются конкурсанты всевозможных возрастов, наклонностей и уровней подготовки, применяется широкий диапазон конкурсных форматов.
Какие же цели ставят перед собой устроители конкурсов? Они могут быть такими:
- Выявить лучшего в какой-то области – самого быстрого, самого, сильного, самого находчивого.
- Решить проблему. К примеру, придать гласности какому-либо социальному явлению, приобщить к исследованию опасного заболевания.
- Заработать деньги. Да, очень просто – с помощью взносов, спонсорской помощи, грантов. Пример: конкурсы красоты, авиасалоны, экспо-выставки.
- Привлечь внимание общественности (правительства, спонсоров, целевых групп) к мероприятию, организации, проекту. Пример: конкурс сочинений о конкретном вузе может помочь расширить число абитуриентов.
- Расширить аудиторию, целевую группу. Например, конкурс проектов «Дальневосточный гектар» мог увеличить количество желающих переехать на Дальний Восток.
- Создать привлекательный (узнаваемый, популярный) образ территории, явлению, действию и т.д. К примеру, конкурс «Полиция глазами общества».
- Продвинуть человека, объект или явление. Например, конкурс на лучшую рекламу конкретной марки телевизора в стихах.
- Другие цели.
Из всего перечисленного видно, что организаторы конкурсов могут преследовать как благородные цели, так и прагматические.
ПОЧЕМУ УЧАСТВУЮТ В КОНКУРСАХ
Люди участвуют в конкурсах тоже по различным причинам. Вот некоторые из них:
- Им интересно испытать себя.
- Их захватывает сам конкурс – тем, что можно познакомиться и пообщаться с новыми людьми и узнать другие места.
- Надежда на победу и открывающиеся возможности (не исключая финансовые).
- Заинтересованность в конкурсе других лиц – организации, родителей, педагогов.
- Другое.
Мнение: конкурсанты нам симпатичны, они активные, смелые люди, смотрящие на мир с интересом и ожиданием позитива. Мы и сами любим конкурсы и стараемся в них участвовать – в нас сохранилась надежда на то, что в большинстве конкурсов оценка участников объективна.
КАК ПРОХОДЯТ КОНКУРСЫ
Рассказываем на примере конкурса арт-работ, проходящего в рамках 5-го Международного «ОКЕАНА ДРУЖБЫ И МЕЧТЫ». Кстати, на подготовку и проведение отводится до полугода. Сначала разрабатываются документы (положение, инфописьма, форма заявки, пресс-релиз, инфо для сайтов), отбираются члены оргкомитета и жюри, партнеры. Затем – инфокампания на всех ресурсах Фестиваля и партнеров.
Определение целей нашего Конкурса очень важно. Они совпадают с целями Фестиваля и обусловлены местом проведения. Проанализируем их:
Фест и конкурс нацелен на выявление одарённых детей и молодёжи, оказание им поддержки в творчестве и общении. Для этого необходимо расширить социокультурное пространство ДВ РФ и АТР и содействовать межкультурному образованию, интернациональному и патриотическому воспитанию нашей молодёжи, поэтому нужна помощь правительственных, деловых, общественных кругов.
Чтобы цели реализовать, определяются задачи и планируются мероприятия. Для привлечения общественности проводится инфокампания. Для выявления талантов и расширения арт-пространства – конкурс, выставки, мастер-классы, пленэры, экскурсии. Для продвижения юных дарований – персональные выставки, публикации в СМИ, призовая система. Все мероприятия проходят открыто и бесплатно (за редким исключением, но и тогда мы стараемся добиться, чтобы плата за экскурсии была минимальна, до 50 рублей).
У Конкурса есть международное жюри – представители других стран и городов РФ. Есть отборочная комиссия (в Хабаровске). Есть арт-галерея (или обзор в специальном для жюри «облаке»). Не проходят в следующий этап (оценивание жюри) работы, не отвечающие условиям (возраст, тематика, жанр), чьи работы не являются оригинальными. Бывает даже, что работа заявляется на конкурс одним человеком, а на сайте организации, от которой подается заявка, мы видим эту же работу за авторством педагога. В выявленных случаях мы оставляем всё на совесть конкурсанта и снимаем работу.
Члены жюри получают материалы (отобранные конкурсные работы и бланки), отсматривают, оценивают их и заполняют бланки. Результаты поступают к председателю оргкомитета, который заносит их в общую ведомость, высчитывает баллы конкурсантов, после чего члены жюри снова анализируют результаты подсчета и выносят окончательное решение. Обычно с математикой не спорят, но можно высказать особое мнение, которое учитывается оргкомитетом и отражается в протоколе.
В каждом конкурсе жюри жалуются, что им очень трудно отдавать предпочтение только нескольким из огромного количества прекрасных работ. Нам остается надеяться, что и участники это понимают: наш конкурс – пример конкурса, в котором победители – ВСЕ.
ЧТО НЕГАТИВНОГО В КОНКУРСАХ
Конкурс – это не только праздник, соревнование и демонстрация прекрасных талантов, способностей и подготовки. Конкурсантам, их родителям и педагогам необходимо осознавать и негативные последствия конкурсов. Например, такие:
- Психологически неподготовленный участник видит сильных соперников или крепкие арт-работы и начинает оценивать себя (свои работы) слишком критически – может появиться комплекс неполноценности.
- Разочарование результатами конкурса – не стал лауреатом, не получил приз – расстроился, потерял интерес к дальнейшим занятиям, перестал верить в объективность жюри конкурсов, в справедливость, в свои силы.
- Если участие в конкурсе платное или приходится ехать в другое место, жить в гостинице, питаться в кафе и столовых – трата денег становится напрасной.
- Иногда конкурсант даже не знает о том, что педагог или родители выставили его работу на конкурс – пропадает сама ценность участия в соревновании, конкурс становится мероприятием НЕ для участника, а для реализации амбиций его близких.
- Бывает и так, что педагог или родитель подает на конкурс свою работу под именем ученика – как думаете, что получится из такого ученика, что станут думать коллеги о таком педагоге, что получат родители в итоге?
КАК ПОЛУЧИТЬ ПОЗИТИВ ОТ КОНКУРСА
Потенциальные участники должны осознанно подходить к конкурсу, обдумывать конкурсную работу, готовить ее вместе с педагогом. К примеру, педагоги и ученики творческих школ из западной части России читают дальневосточные сказки и материал о природе нашего региона, чтобы их конкурсные работы были правдивыми и соответствовали реальности.
Подготовка к конкурсу приносит пользу, потому что становится этапом узнавания нового, извлечения полезного и приобретения опыта.
Конкурсанты готовят свои работы, подают их на конкурс – и интересуются, как конкурс проходит, какие работы представлены, откуда их авторы. Тогда процесс ознакомления с конкурсными работами становится более интересным, чем результаты.
Конкурс «ОКЕАНА ДРУЖБЫ И МЕЧТЫ» имеет интересную традицию: на наших сайтах постоянно идет популяризация арт-работ и их авторов, а также педагогов и творческих организаций. Это помогает нам продвигать новые таланты. Конкурсные работы стимулируют дальнейший рост конкурсантов от 1-го до последнего Фестивалей и приносят им известность.
Еще одна особенность наших конкурсов: АНО «Дети и взрослые» собирает вокруг себя всех участников. Кто-то из них – уже профессиональный дизайнер или художник – член оргкомитета Феста, Международного жюри. Мы организовали несколько персональных выставок участников предыдущих конкурсов. В Японию с нами ездили конкурсанты 1 и 2-го Фестов. Они – до сих пор помогают нам, а мы помогаем им. Наши участники теперь работают в наших проектах. Мы рекомендуем их на получение различных премий и грантов.
И такая постконкурсная деятельность – несомненный позитив.
5-й «ОКЕАН…» сделает дальнейшие шаги по позитивизации, так сказать, наших конкурсов, и вы непременно о них узнаете. Поэтому в конкурсах нужно непременно участвовать!
POSITIVEPOSITIVE приглашает всем вместе знакомиться с событиями 5-го фестиваля «ОКЕАН ДРУЖБЫ И МЕЧТЫ», особенно с ходом Международного конкурса творческих детей, молодежи и профессионалов. И, конечно, мы ждем от вас оценок (звездочки в конце статьи), комментариев и приглашений ваших друзей и родных на страницы нашего сайта!