УЧАСТВОВАТЬ ЛИ В КОНКУРСАХ

Как сделать, чтобы участие в конкурсах не принесло негатив? Сайт POSITIVEPOSITIVE предлагает порассуждать об этом и рассмотреть опыт арт-конкурса, который проходит в рамках Международного фестиваля в Хабаровске, и, конечно, познакомиться с прекрасными работами участников фестивальных конкурсов всех лет.

© Арт-работы участников конкурсов Международного фестиваля «ОКЕАН ДРУЖБЫ И МЕЧТЫ» 2012-2017 г.г.

 

Выступление Е. Федотовой, закрытие 1-го фестиваля-2012 (фото А. Терлецкого)

ЭТА СТАТЬЯ СОВСЕМ НЕ О ТОМ

Предупреждаем сразу: мы не будем касаться сомнительной победы представителя Нидерландов на «Евровидении-2019» и скандального финала детского «Голоса-2019», где расследование продолжается, организаторы предпринимают попытки по исправлению ситуации, фанаты конкурса ждут, что справедливость восторжествует, но – это не наша история.
POSITIVEPOSITIVE давно планировал поговорить на тему участия детей в конкурсах, т.к. на страницах сайта начинается освещение хода V Международного фестиваля детского и молодежного творчества «Дальний Восток России и АТР: ОКЕАН ДРУЖБЫ И МЕЧТЫ». В рамках Фестиваля проходит конкурс творческих работ, опытом его проведения мы и хотим поделиться.

«Яблочное», Александра Прекраснова, Южно-Сахалинск

ЗАЧЕМ ПРОВОДЯТ КОНКУРСЫ

Сегодня конкурсы организуют все, кому не лень. При этом преследуются различные цели, конкурсы проходят качественно или как попало, охватываются конкретные сферы, привлекаются конкурсанты всевозможных возрастов, наклонностей и уровней подготовки, применяется широкий диапазон конкурсных форматов.
Какие же цели ставят перед собой устроители конкурсов? Они могут быть такими:

  • Выявить лучшего в какой-то области – самого быстрого, самого, сильного, самого находчивого.
  • Решить проблему. К примеру, придать гласности какому-либо социальному явлению, приобщить к исследованию опасного заболевания.
  • Заработать деньги. Да, очень просто – с помощью взносов, спонсорской помощи, грантов. Пример: конкурсы красоты, авиасалоны, экспо-выставки.
  • Привлечь внимание общественности (правительства, спонсоров, целевых групп) к мероприятию, организации, проекту. Пример: конкурс сочинений о конкретном вузе может помочь расширить число абитуриентов.
  • Расширить аудиторию, целевую группу. Например, конкурс проектов «Дальневосточный гектар» мог увеличить количество желающих переехать на Дальний Восток.
  • Создать привлекательный (узнаваемый, популярный) образ территории, явлению, действию и т.д. К примеру, конкурс «Полиция глазами общества».
  • Продвинуть человека, объект или явление. Например, конкурс на лучшую рекламу конкретной марки телевизора в стихах.
  • Другие цели.

Из всего перечисленного видно, что организаторы конкурсов могут преследовать как благородные цели, так и прагматические.

«Я – художник», Юлия Егорова, Детская школа искусств, г. Бикин, педагог С. Жентерик

ПОЧЕМУ УЧАСТВУЮТ В КОНКУРСАХ

Люди участвуют в конкурсах тоже по различным причинам. Вот некоторые из них:

  • Им интересно испытать себя.
  • Их захватывает сам конкурс – тем, что можно познакомиться и пообщаться с новыми людьми и узнать другие места.
  • Надежда на победу и открывающиеся возможности (не исключая финансовые).
  • Заинтересованность в конкурсе других лиц – организации, родителей, педагогов.
  • Другое.

Мнение: конкурсанты нам симпатичны, они активные, смелые люди, смотрящие на мир с интересом и ожиданием позитива. Мы и сами любим конкурсы и стараемся в них участвовать – в нас сохранилась надежда на то, что в большинстве конкурсов оценка участников объективна.

«Величие белых цапель», Яна Бугрий, Детская школа искусств, г. Свободный, педагог Е. Фурманец (Филимонова)

КАК ПРОХОДЯТ КОНКУРСЫ

Рассказываем на примере конкурса арт-работ, проходящего в рамках 5-го Международного «ОКЕАНА ДРУЖБЫ И МЕЧТЫ». Кстати, на подготовку и проведение отводится до полугода. Сначала разрабатываются документы (положение, инфописьма, форма заявки, пресс-релиз, инфо для сайтов), отбираются члены оргкомитета и жюри, партнеры. Затем – инфокампания на всех ресурсах Фестиваля и партнеров.
Определение целей нашего Конкурса очень важно. Они совпадают с целями Фестиваля и обусловлены местом проведения. Проанализируем их:
Фест и конкурс нацелен на выявление одарённых детей и молодёжи, оказание им поддержки в творчестве и общении. Для этого необходимо расширить социокультурное пространство ДВ РФ и АТР и содействовать межкультурному образованию, интернациональному и патриотическому воспитанию нашей молодёжи, поэтому нужна помощь правительственных, деловых, общественных кругов.

«Весна в лесу» Милена Патюпина, Центр эстетического воспитания детей, г. Хабаровск, педагог И. Арутюнян

Чтобы цели реализовать, определяются задачи и планируются мероприятия. Для привлечения общественности проводится инфокампания. Для выявления талантов и расширения арт-пространства – конкурс, выставки, мастер-классы, пленэры, экскурсии. Для продвижения юных дарований – персональные выставки, публикации в СМИ, призовая система. Все мероприятия проходят открыто и бесплатно (за редким исключением, но и тогда мы стараемся добиться, чтобы плата за экскурсии была минимальна, до 50 рублей).
У Конкурса есть международное жюри – представители других стран и городов РФ. Есть отборочная комиссия (в Хабаровске). Есть арт-галерея (или обзор в специальном для жюри «облаке»). Не проходят в следующий этап (оценивание жюри) работы, не отвечающие условиям (возраст, тематика, жанр), чьи работы не являются оригинальными. Бывает даже, что работа заявляется на конкурс одним человеком, а на сайте организации, от которой подается заявка, мы видим эту же работу за авторством педагога. В выявленных случаях мы оставляем всё на совесть конкурсанта и снимаем работу.

«Портрет мамы», Ульяна Викина, г. Хабаровск

Члены жюри получают материалы (отобранные конкурсные работы и бланки), отсматривают, оценивают их и заполняют бланки. Результаты поступают к председателю оргкомитета, который заносит их в общую ведомость, высчитывает баллы конкурсантов, после чего члены жюри снова анализируют результаты подсчета и выносят окончательное решение. Обычно с математикой не спорят, но можно высказать особое мнение, которое учитывается оргкомитетом и отражается в протоколе.
В каждом конкурсе жюри жалуются, что им очень трудно отдавать предпочтение только нескольким из огромного количества прекрасных работ. Нам остается надеяться, что и участники это понимают: наш конкурс – пример конкурса, в котором победители – ВСЕ.

«Путешествие Эльги», Мария Астахова, Детская школа искусств, г. Свободный, педагог Е. Фурманец (Филимонова)

ЧТО НЕГАТИВНОГО В КОНКУРСАХ

Конкурс – это не только праздник, соревнование и демонстрация прекрасных талантов, способностей и подготовки. Конкурсантам, их родителям и педагогам необходимо осознавать и негативные последствия конкурсов. Например, такие:

  • Психологически неподготовленный участник видит сильных соперников или крепкие арт-работы и начинает оценивать себя (свои работы) слишком критически – может появиться комплекс неполноценности.
  • Разочарование результатами конкурса – не стал лауреатом, не получил приз – расстроился, потерял интерес к дальнейшим занятиям, перестал верить в объективность жюри конкурсов, в справедливость, в свои силы.
  • Если участие в конкурсе платное или приходится ехать в другое место, жить в гостинице, питаться в кафе и столовых – трата денег становится напрасной.
  • Иногда конкурсант даже не знает о том, что педагог или родители выставили его работу на конкурс – пропадает сама ценность участия в соревновании, конкурс становится мероприятием НЕ для участника, а для реализации амбиций его близких.
  • Бывает и так, что педагог или родитель подает на конкурс свою работу под именем ученика – как думаете, что получится из такого ученика, что станут думать коллеги о таком педагоге, что получат родители в итоге?
«Птица счастья», В. Овсянников, педагог Детской художественной школы г. Хабаровска (фото О. Моторкиной)

КАК ПОЛУЧИТЬ ПОЗИТИВ ОТ КОНКУРСА

Потенциальные участники должны осознанно подходить к конкурсу, обдумывать конкурсную работу, готовить ее вместе с педагогом. К примеру, педагоги и ученики творческих школ из западной части России читают дальневосточные сказки и материал о природе нашего региона, чтобы их конкурсные работы были правдивыми и соответствовали реальности.
Подготовка к конкурсу приносит пользу, потому что становится этапом узнавания нового, извлечения полезного и приобретения опыта.
Конкурсанты готовят свои работы, подают их на конкурс – и интересуются, как конкурс проходит, какие работы представлены, откуда их авторы. Тогда процесс ознакомления с конкурсными работами становится более интересным, чем результаты.
Конкурс «ОКЕАНА ДРУЖБЫ И МЕЧТЫ» имеет интересную традицию: на наших сайтах постоянно идет популяризация арт-работ и их авторов, а также педагогов и творческих организаций. Это помогает нам продвигать новые таланты. Конкурсные работы стимулируют дальнейший рост конкурсантов от 1-го до последнего Фестивалей и приносят им известность.
Еще одна особенность наших конкурсов: АНО «Дети и взрослые» собирает вокруг себя всех участников. Кто-то из них – уже профессиональный дизайнер или художник – член оргкомитета Феста, Международного жюри. Мы организовали несколько персональных выставок участников предыдущих конкурсов. В Японию с нами ездили конкурсанты 1 и 2-го Фестов. Они – до сих пор помогают нам, а мы помогаем им. Наши участники теперь работают в наших проектах. Мы рекомендуем их на получение различных премий и грантов.
И такая постконкурсная деятельность – несомненный позитив.

Открытие 5-го «ОКЕАНА ДРУЖБЫ И МЕЧТЫ», май 2019 Хабаровск (фото О. Моторкиной)

5-й «ОКЕАН…» сделает дальнейшие шаги по позитивизации, так сказать, наших конкурсов, и вы непременно о них узнаете. Поэтому в конкурсах нужно непременно участвовать!

POSITIVEPOSITIVE приглашает всем вместе знакомиться с событиями 5-го фестиваля «ОКЕАН ДРУЖБЫ И МЕЧТЫ», особенно с ходом Международного конкурса творческих детей, молодежи и профессионалов. И, конечно, мы ждем от вас оценок (звездочки в конце статьи), комментариев и приглашений ваших друзей и родных на страницы нашего сайта!

Ссылка на основную публикацию